Наука сейчас в основном развивается вглубь, решаются всё более частные проблемы и задачи, часто не имеющие прямого практического применения. Терминология становится всё более специфической, громоздкой. Даже в классических областях науки появляются всё более сложные термины, порой известные и понятные термины заменяются новыми неизвестными синонимами. Наука становится всё более непонятной широкой публике. Возникает разрыв в понимании между наукой и обществом. В связи с этим актуализируется проблема популяризации современной науки.
Для возникновения разрыва в понимании между наукой и обществом существует ряд объективных предпосылок. В первую очередь, это сложность современной науки. Часть широкой публики, как правило, из-за этого не хочет вникать в её суть. Кроме того, большинство людей, даже имея желание вникнуть в суть достижений современной науки, имеют мало свободного для этого времени. Поэтому им приходится довольствоваться в жизни той информацией, которая необходима в первую очередь. С другой стороны, среди некоторых учёных проявляется снобизм, в силу которого они считают, что нет необходимости доносить до публики то, чем они занимаются.
Разрыв между наукой и обществом в рассматриваемом смысле будет существовать всегда в силу специфики проблемы. Хотя базовые части науки в достаточной мере популяризированы, в связи с постоянным развитием науки вширь и вглубь этот разрыв растёт. Поэтому его необходимо периодически сокращать путём популяризации современных научных достижений. Актуальность проблемы популяризации возрастает тогда, когда нужно обосновать обществу необходимость финансирования дорогостоящих научных проектов (например, таких, как строительство Большого адронного коллайдера), чтобы налогоплательщики знали зачем и на что тратятся их деньги. Кроме этого актуальность проблемы поддерживается на некотором уровне в связи с постоянной необходимостью формирования новых инженерных и научных кадров. Ведь для их формирования необходимо увлечь молодёжь в соответствующую отрасль науки. Известно, что существует проблема кадров в научных школах – в них отсутствуют люди среднего возраста и мало молодых сотрудников. Научные школы держатся в основном на людях старшего поколения. Один из аспектов решения этой сложной многоплановой проблемы связан с популяризацией науки.
При популярном изложении научной информации нужно учитывать возраст и уровень знаний людей, на которых оно нацелено. Для соответствующих целевых групп существует своя специфика, своя степень подробности в объяснении научного материала. Научно-популярная литература помогает школьникам младших и средних классов определиться с выбором профиля школы или класса. Старшеклассникам изучение такой литературы позволяет выбрать университет, факультет и специальность, с которыми они свяжут свою дальнейшую жизнь. Студентам младших курсов она может помочь в выборе специализации, направления и темы научно-исследовательской работы.
Популяризаторы играют важную роль посредника между наукой и обществом. О необходимости популяризации современных научных достижений не нужно забывать ни академическим учёным, ни университетским учёным-преподавателям. Популяризацией в той или иной мере должен заниматься каждый преподаватель современного университета. Для этого преподаватели должны вести научно-популярные лекции школьникам, участвовать в Школах Юных при университетах, писать научно-популярные статьи в научных журналах или издавать научно-популярные книги.
Комментарии
Для этого преподаватели
Или популярно излагать некоторые вещи в социальных сетях. Кампус, кстати, очень хорошо подходит в качестве популярной площадки для университетских ученых.
Есть еще попытки более менее системно подойти к этой проблеме, создав образовательное телевидение: http://www.youtube.com/user/1educationtv. Но программа Первого образовательного получилась несколько "попсовой". Есть тематические программы на телеканале "Культура". Кое-какие интервью на телеканале "Эксперт" тоже можно отнести к популярным и близким к научным.
Существуют системы для подборки учебных лекций http://univertv.ru/ и т.п. вещей. В таких системах научно-популярными являются записи не курсов, но одиночных лекций на какую-либо тему. Например: http://tube.sfu-kras.ru/video/870
P.S. Я бы крайне рекомендовал не использовать Caps Lock в заглавии блога. Это плохо:
Да, они могли бы использовать
Да, они могли бы использовать и другие способы, в том числе писать статьи в социальных сетях.
Название блога изменил.)