Мобильные приложения для ВУЗа

Переход на потребление контента с мобильных устройств дал новый вызов университетской информационной инфраструктуре. Пользователи больше не хотят пользоваться сайтами, не оптимизированными для просмотра хотя бы с планшета. И даже более, всем известно, что хорошо сделанное нативное приложение под Android или iOS будет удобнее любого оптимизированного мобильного сайта. Поэтому, некоторые ВУЗы ощутили потребность в выпуске специализированного мобильного приложения под своим брендом. Попробую рассмотреть некоторые зарубежные и отечественные попытки и, самое главное, попросить уважаемого читателя (да, именно тебя, уважаемый) высказаться по поводу мобильного приложения для ПГНИУ: каким оно должно быть и каким не должно.

Начну с отечества...

Российские ВУЗовские приложения[править]

Большая часть мобильных приложений для ВУЗов представляют собой расписание занятий. Как правило, они делаются даже не самим ВУЗом, а кем-то еще, заинтересованным в размещении рекламы или желающим другим способом монетизировать показ расписания.

Расписание ВУЗов[править]

Так выглядит приложение "Расписание ВУЗов":

raspisanie.jpg

Расписание сразу для нескольких ВУЗов, но не для всех факультетов. Очевидно, авторы сами собрали расписание как смогли, распарсили и загружают в приложение.

Расписание ВШЭ[править]

Есть и Пермский ВУЗ, с аналогичным приложением. Это Вышка. Приложение сделала Пермская контора независимо от ВУЗа. Монетизировать собираются рекламой.

hse.png

Университет им.С.Демиреля[править]

Казахстанский университет им.С.Демиреля хоть и не является отечественным, но все равно является родственным нам. Поэтому привожу и его приложение SDU Informer. Цитирую:

Одно из его главных преимуществ - оно постоянно держит своих пользователей в курсе последних новостей, в частности, о грантах, конкурсах, семинарах и других событиях университета. Также приложение содержит обновленную информацию об университете, факультетах, студенческих клубах, контактах, последних новостях и грядущих событиях, библиотеку с учебниками в формате e-pub, авторами которых являются преподаватели вуза, .

sduinformer.png

Особо хочу отметить, что ВУЗ дает возможность скачивать труды своих ученых в формате ePub, очевидно, никак их не защищая.

Университет в кармане[править]

Еще одно интересное приложение - университет в кормане, но оно ориентированно не на ВУЗ, а на студентов. Приложение содержит в себе большую базу вопросов и ответов, тестов для самостоятельной подготовки, генераторов сочинений, поиск фрилансеров для выполнения задач и т.п. функции, нужные в основном для обмана системы образования. Удивительно, но приложение поддержано грантом Microsoft. Схема монетизации - предоставление расширенных функций за деньги.

myuniversity.png

Конечно, это приложение - анти-приложение. Еще один довод не давать студентам "пользоваться калькуляторами" на смартфонах во время контрольных.

Медкампус[править]

Последним покажу приложение, которое не связано с ВУЗом, но обслуживает общероссийскую социальную сеть медиков Медкампус.

medcampus.png

У меня нет аккаунта в Медкампусе, так что подробностей не расскажу. Главное, что для более менее тематической социальной сети свое приложение тоже оказалось необходимо.

Мобильные приложения за рубежом[править]

В отличии от Российских ВУЗов, где процесс создания мобильных приложений только на зачаточном этапе, крупнейшие зарубежные ВУЗы считают делом чести выпустить собственное мобильное приложение. И нашлась организация, поставившая процесс создания ВУЗовских приложений на промышленные рельсы. Называется она Blackboard и является самым крупным поставщиком коммерческих систем дистанционного обучения. Одной из их систем стал конструктор, позволяющий ВУЗу сконструировать собственное мобильное приложение с собственными цветами, иконками, размещением в iTunes и Google Play и собственным набором возможностей.

blackboard-startpage.png

Список возможностей, обеспечивающихся конструктором Blackboard:

  • Новости из RSS-лент. Легко подключаются к существующим сайтам ВУЗа, не требуя отдельного заполнения новостей для мобильных устройств.
  • Карта университетского городка с возможностью показа на ней меток.
  • Контакты. Контакты могут содержать телефон с набором в один клик, быстрый переход к написанию e-mail и возможность найти здание департамента на карту (упомянутой выше).
  • Видео-каталог из видео-файлов, загруженных на официальный канал YouTube.
  • Мобильное приложение Blackboard, если в ВУЗе установлена соответствующая система дистанционного обучения.
  • Возможность подключения Dropbox.
  • Расписание курсов. Там у них нет групп, так как каждый волен сам выбирать курс для своего обучения. Поэтому, расписание представляет собой кучу курсов, в какое время они проходят и ссылку на карту, в каком здании проходит курс.
  • Календарь университетских событий.
  • Ссылка на любой сайт, например на мобильный сайт библиотеки.
  • Фотогалерея (весьма паршивая, надо сказать).

Т.е. персонализированной для студента информации там практически нет. Это позволяет достаточно легко разным ВУЗам штамповать свои собственные приложения на основе уже существующей ИТ-инфраструтуры или с несущественными ее изменениями.

Давайте посмотрим на приложения разных университетов:

Angelo State University blackboard-asu.png


Florida State University blackboard-florida.png


University of Liverpool blackboard-liverpool.png


College of St. Scholastica blackboard-stscholastica.png


Подробнее про создание приложений при помощи конструктора можно посмотреть на промо-сайте Mosaic

Мобильное приложение для ПГНИУ?[править]

Зачем я это все рассказываю? Просто теперь, когда вы знаете какие ВУЗовские мобильные приложения существуют, прошу принять участие в опросе. Опрос не анонимный и по его завершениию я опубликую ваши ответы.

http://k.psu.ru/poll/node/6

P.S. У статьи есть кнопочки Google+ и поделиться в ВКонтакте, Facebook, twitter. Не забывайте на них нажать, если статья показалась вам интересной.

Комментарии

Что хочется с позиции студента. Расписание. Причем расписание подробное. Раз теперь преподаватель обязан на годы вперед расписывать на каком занятии какие вопросы в контрольную включены, значит это должно быть отображено в студенческом расписании. Где, когда, предмет, тема лабораторной...

Аналогично для преподавателя - подробное расписание. Где, когда, предмет, тема, раздел, тезисы-превью, вопросы контрольной.

Статья интересная, спасибо. Мне кажется, что обзор мог бы быть полнее. Вот, например, бесплатное приложение apple https://itunes.apple.com/us/app/itunes-u/id490217893?mt=8, вот видео обзор лучших новейших приложений http://epictutorials.com/best-iphone-and-ipad-apps-for-university-and-college-students-in-2013/ там apple тоже есть. Это только навскидку.

Есть хаб http://www.teachhub.com/20-amazing-ipad-apps-educators с регулярными обзорами.

Если выбирать, то, полагаю, нужно всё изучать, а не рефлексировать "хотелось бы/не хотелось бы". Серьёзные профессионалы этим занимаются годами, у них разработаны проверенные стандартные решения. В том числе и по содержательному наполнению. А придумывать "я хотел бы калькулятор, я - выход в сети, а я - возможность конспектирования, расписание и т.д." это как бабушки на лавочке сериалы обсуждают.

Я не очень понимаю смысл этого обсуждения: насколько я себе представляю, такие решения (по разработке и установке приложений) не связаны с их обсуждением несколькими пользователями (ещё не анонсированной) сети. Извините, если резко, но цель совершенно непонятна.

Я постарался выделить приложения, которые играют на бренд ВУЗа. Но для наших ВУЗов таких приложений оказалось мало, поэтому захватил и другие. Может и не стоило этого делать. Но если возьмем упомянутый http://epictutorials.com/best-iphone-and-ipad-apps-for-university-and-college-students-in-2013/, то там приложения бренд ВУЗа никак не поддерживают. Можно даже по порядку:

  • iStudiez Pro - составление расписания, организация работы и т.п., все это делается руками. В то время как на самом деле расписание должно не преподавателем вноситься, а через сайт университета подгружаться.
  • GoodReader - Добавляет аннотации к PDF, позволяет передавать файлы через разные компьютеры, dropbox и другие вспомогательные вещи для файлообмена. Да, файлообмен - это здорово. Но на репутацию ВУЗа это никак не влияет.
  • Keynote - программа для презентаций, позволяет использовать видео и с красивыми переходами.

Так продолжать можно долго. И действительно, для каждой сферы можно найти программу, которая работает в своей узкой области лучше конкурентов и многие из этих программ могут быть полезны в обучении. Но ректорат не будет массово закупать ни одной из программ специального назначения, тем более на личные устройства сотрудников и студентов. И если подойти с этим предложением, скажут что каждый факультет из своих средств в рамках запланированного бюджета может покупать себе любую учебную программу.

С iTunes-U согласен, очень известная программа. Спасибо за напоминание и за рекламу тем кто с ней не знаком, но я бы все равно не включил его в статью, поскольку iTunes-U не имеет отношения к ВУЗовскому мобильному приложению.

Хочу рассказать по этому поводу одну историю: прихожу я к ректору Кампус показывать. Доходит очередь для файлохранилища. Вот говорю, файлы можно хранить, чтобы картинки, офисные документы и еще что-нибудь в блоги можно было вставлять. Зачем? - спрашивает ректор. Ну как зачем, вот, потребность такая есть, кто же блоги будет без единой картинки читать? Да и файлы, порой, надо на постоянное хранение положить в интернет куда-то. "У меня dropbox есть, на планшете и компьютере в лаборатории все синхронизует. 40ГБайт бесплатного места. Мне ваше хранилище на Кампусе не нужно." - ответил ректор. Я стушевался, потому что не знал, что через год 40 бесплатных гигабайт закончатся и квота уменьшится до 2ГБ. И чтобы загрузить хоть один файл надо будет удалить 38ГБ или каждый год платить за каждый гигабайт сверх халявной квоты.

Так вот, даже если где-то там в США существуют прекрасные специалисты, которые имеют большой опыт по внедрению типовых проектов, это еще не значит, что:

  1. Их сюда кто-то позовет приложение ВУЗу проектировать.
  2. То что они предложат, будет действительно то что нужно.

Тот же Blackboard, который я привел в статье, - лидер платных систем дистанционного обучения, выпускает универсальное приложение и если поставить его приложение и начать им пользоваться, будет ли оно тем что нужно студентам и сотрудникам? Я поставил, попробовал и решил для себя. Но, как автор статьи, не хочу озвучивать и навязывать свое мнение, предлагая читателям участникам Кампуса попробовать самим и после этого написать отзыв и их видение приложения. Ибо может оказаться, что людям это самое ВУЗовское приложение не особо и нужно, что события они хотят получать через Google Calendar, лекционные материалы держать в Dropbox, видео хранить на YouTube, с преподавателями общаться через ВКонтакте, а от университета им нужно только расписание.

Спасибо за подробный ответ! Не уверена, что стоило так подробно комментировать мои ссылки (именно навскидку, такого очень много можно найти)- они были для примера того, что много чего есть, что это "много чего" регулярно представляетсяя в специальных местах. То есть, информация о возможных функциях приложений, по моему мнению, была не полной. Сейчас она стала немного полнее, но недостаточно. Без этого неподготовленные пользоатели действительно будут просить тоько расписание, которое благополучно может жить и в ЕТИС.

По поводу остального лучше отвечу как-нибудт при личной встрече, иначе здесь получится беспредметный флуд, поскольку моё мнение не очень совпадает с тем, что Вы изложили.

Но для меня один из главных вопросов всё-таки: зачем обсуждать, повторяю, с непрофессионалами и недостаточно осведомлёными людьми решение, на которое они не влияют.

А по поводу нужности могу тольло согласиться с ректором Пока Ваша фраза "Пользователи больше не хотят пользоваться сайтами, не оптимизированными для просмотра хотя бы с планшета." выглядит бездоказательно относительно нашего университета.

приложения по ведению заметок, напоминаний-уведомлений, коллективная работа с друзьями - все-таки немного не туда. Приложения несомненно полезные, но, на мой взгляд, здесь речь идет об универститетском приложении.

Т.е. приложение должно сделать университет ближе, удобнее, уютнее, полезнее, эффективнее. Соответственно сервисы - карта, расписание контрольных, где найти преподавателя, где аудитория 738а, каталог библиотеки, литература по курсу, ближайший буфет без очереди, как решать бумажные вопросы, образец курсовой, методички, кто еще занимается схожими научными разработками... Почему не позаниматься мозговым штурмом?

еще идеи. Результаты работы разных подразделений (например путевки от профкома). Рейтинги преподавателей, посещаемость пар, вакансии работодателей.

> приложения по ведению заметок, напоминаний-уведомлений, коллективная работа с друзьями - все-таки немного не туда. Приложения несомненно полезные, но, на мой взгляд, здесь речь идет об универститетском приложении.

да я об этом и не писала. Это просто пример разнообразных пользовательских желаний вообще. Очевидно, я не вполне внятно объяснила. Я только хотела сказать что 1)мозговым штурмом уже давно позанимались профессионалы (см. ссылки) 2)не совсем понятно, по какому принципу отобраны материалы в обзоре - по-моему, чужой опыт нужно анализировать больше, 3)зачем "штурм", если он не влияет ни на какие решения, 4)какой толк от "штурма", если им занимаются несколько (пусть даже десятков) человек, которые не являются профессионалами, а опыт пользователей у них довольно ограничен

У меня напросился вывод, что это - перевод времени. Но это только мой вывод.

это - перевод времени

В корне не согласен. Обсуждать это можно и нужно. Идеи в ректорате: "хорошо бы иметь свое приложение" могут идеями гулять лет 10. Если большинству людей станет очевидна необходимость создания приложения, если все про это будут говорить, то при очередном крупном гранте эта идея воплотится в реальность.

Но как на практике происходит: у нас неделя чтобы придумать что купить за Х денег. Иванов! времени на заказ тех.задания нет, так что ты пишешь т.з. на приложение. И что Иванову за неделю в голову взбредет, то в приложение и попадет. Сейчас есть возможность неспешно подумать, посмотреть что у других получилось и что нет и у Иванова уже будут готовые решения для оформления в т.з.

> И что Иванову за неделю в голову взбредет, то в приложение и попадет.

По-моему, это будет в любом случае. Поэтому мне не хочется, чтобы было жаль времени, потраченного на обсуждение. Ну, и я уже два раза писала, что не верю в обсуждение среди непрофессионалов. :)

Кстати, о профессионалах, вот 10 минут назад рассылка пришла от очень крутлй фирмы "brandonhall". Поучаствуете - пришлют результаты исследования, за которые они обычно просят сотни долларов. :)

Правда, здесь исследуются приложения для поддержки обучения и для доставки учебного материала, а не для администрирования процесса обучения, как Вы предлагаете.

"Brandon Hall Group is launching a mobile learning research effort (https://www.research.net/s/3BD8DJJ) to bring clarity to a topic for which real-world data has been severely lacking.

We need your participation in the Brandon Hall Group Mobile Learning 2013 Research Study, which will lead to our annual report on mobile learning, considered critical or a priority by more than one-third of organizations responding to our Business Focus ’13 survey.

Taking this brief survey will entitle you to an advance copy of the results this fall. The first 300 respondents to complete all the questions will be entered into a drawing for an Apple gift card, equivalent to the cost of an iPad Mini. Or if you enter the drawing, but can't or don't want to accept the prize, Brandon Hall Group will donate an equal amount to a charity of your choice on your behalf.

The data will include:

   How prevalent mobile learning is and its current growth rate
   The types of learning that are being delivered via mobile device
   Preferred methods of delivery (apps, web, device, etc.)
   The perceived effectiveness of mobile learning
   Key practices in mobile learning
   Correlations between these key practices and organizations’ demographics, business performance, and contextualization characteristics.

We also have interview opportunities if you or someone within your organization would like to discuss your mobile learning strategy."

Поучаствуем! Кстати, если человек получает деньги за разработку, эксплуатацию, поддержку крупных информационных систем, его принято называть именно профессионалом. В данном случае имеет место быть мозговой штурм с участием IT-профессионалов и преподавателей-профессиональов, что есть очень правильно.

> что Иванову за неделю это проблемы не с Ивановым, а с менеджментом. Точнее, с его отсутствием.

Там прекрасный вопрос есть. Долго думал, куда вписаться...

Which of the following most closely characterizes your organization's culture? Collaborative culture: Open and friendly place to work where people share a lot of themselves. Leaders are incented to be mentors or support roles. Group loyalty and sense of tradition are strong. The organization places a premium on teamwork, participation and consensus.

Creative culture: A dynamic, entrepreneurial and creative place to work. Innovation and risk-taking are embraced by employees and leaders. A commitment to experimentation and thinking differently are incented within the organization. Leaders strive to be on the cutting edge. Individual initiative and freedom are encouraged.

Controlling culture: A highly-structured and formal place to work. Rules and procedures govern behavior. Maintaining a smooth-running organization is incented. Stability, performance and efficient operations are the long-term goals. Success is based on dependable delivery, smooth scheduling, and low cost. Management supports security and predictability.

Competing culture: A results-driven organization focused on job completion. People are competitive and goal-oriented. Leaders are demanding, hard-driving, and productive. The emphasis on winning is incented in the organization. Success means market share and penetration. Competitive pricing and market leadership are important.


Other: Our culture does not fit into these options (please describe your culture)

Кстати, Пермь не сильно раскрученный зарубежом в плане туризма город. И для многих иностранных студентов именно университет становится лицом города, а то и страны.

Поэтому очень важно: 1 как минимум на английском дублировать все сервисы. 2 иметь приложения - путеводители по городу (другие ВУЗы, культурные объекты...) 3 контакты для быстрой помощи - да-да, тот самый университетский Call-центр!

Таким образом, Расписание занятий, которое вы видите у себя в Календаре Цифрового Кампуса, является ФИКТИВНЫМ, то есть полностью не соответствует действительности.

Это про другой проект: incampus.ru

Претензии по расписанию занятий не принимаются, т.к. данная система не находится сейчас ни в чьей компетенции.
С нетерпением ждем вместе с вами полного запуска новых систем АСУ на базе 1С