Не все знают, но каждый год в последние выходные мая проводятся соревнования на катамаранах, каяках и байдарках на реке Усьва. Я второй год подряд участвую в них и попробую немного рассказать что там есть. Возможно, в следующем году еще кто-то захочет в них участвовать.
Соревнования проходят на довольно простом Усьвенском пороге, имеющем в лучшем случае 2 категорию сложности (к.с.), типичную для уральских рек в период половодья. Заезд и сборка катамаранов в пятницу вечером, в субботу традиционно проходят три этапа: слалом, безопасность, командная гонка. В воскресенье слалом-гигант, награждения и закрытие. В статье я расскажу из чего состоят эти этапы, покажу видео прохождения и просто фотографии.
Соревнования командные и в личном зачете. Если с личным зачетом все понятно, то командый достаточно интересен: каждая команда может выставить каяк (К-1), двух и четырехместные катамараны (К-2 и К-4), двухместную байдарку (Б-2), причем все суда выставляются как с мужскими, так и с женскими экипажами. Конечно, мало кто может выставить полную команду и это не страшно, просто за отсутствующие экипажы команда не получит баллов.
В этом году меня заманивали на соревнования словами:
- Как сказал Вова, плохо в прошлом году выступили. Не заняли первое место.
И действительно, в прошлом году мой К-4м (катамаран четырехместный, мужской) занял 2 место в слаломе и 2 в слаломе-гиганте, поэтому, в этом году наш К-4м в том же составе вновь борется уже за первое место.
Слалом
Самый первый этап. Надо проехать в ворота, растянутые над рекой. Ворота, окрашенные в бело-зеленый надо проходить по течению, бело-красные наоборот, против течения. Все ворота надо взять в определенном порядке. За касание ворот веслом или гребцом +5 секунд штрафа. Если при прохождении ворот в них совсем не попадет менее половины экипажа +20 секунд штрафа, а полное невзятие ворот или если через ворота не пройдет больше половины экипажа +50 секунд. Ну или как-то так.
Конечно, ворота ставят так, чтобы затрудник прохождение, например, рядом с мелью или так, чтобы надо было очень энергично пересечь русло реки. Кстати, вот схема прохождения:
Черточки через реку - это натянутые веревки с воротами, а точки на веревках - сами ворота. Пунктирная линия - примерный маршрут прохождения.
Видео с моей камеры:
Как видно по видео, не сказать что уж очень здорово прошли, но, тем не менее, взяли 1 место в личном зачете. И это, я считаю, очень хорошо, что не будучи МС или КМС, можно совершенно реально бороться за призовые места.
Да, кстати, а вот и МС-ы с КМС-ами:
И байдарки тоже здесь:
В байдарке специальные емкости с воздухом, так что в случае переворота утопить можно только весла.
А это каякеры тренируются:
Безопасность
Следующий этап называется безопасность и его задача: помочь отработать навыки переворота катамарана в случае, если на бурной реке перевернуло (говорят, поставить на "ровный киль") и отработать быстрое причаливание. Из года в год задание может несколько меняться.
Так, в прошлом году на середину реки ставили лодку. На нее высаживали экипаж катамарана, катамаран переварачивали и отпускали самосплавом по течению. В это время экипаж катамарана нырял в воду и вместе с веслами должен был догрести до уплывающего катамарана, залезть на него, перевернуть и на время доплыть до определенного места и зачалиться.
В этом году все поменяли: есть ворота и надо их пересечь в перевернутом состоянии, затем, находясь на воде, до следующих ворот поставить катамаран на ровный киль, доплыть до берега и затащить катамаран на определенный камень. Кто быстрее - тот молодец. Не успел вовремя перевернуть судно - получи штраф.
Байдарки, правда, на воде обратно не перевернуть, поэтому у них другое задание: догрести половиной весла.
Видео или фото моего К-4 нет, зато есть другие фотографии:
Кстати, если кто-то думает, что купаться в майской воде очень холодно - это совсем не так. Надо только гидрокостюм (неопрен) под одежду одеть :).
И катамаран перевернуть тоже не очень сложно. Правда только если на нем нет рюкзаков ;).
Этот этап наша команда на К-4м вновь оказалась первой, причем команда, занявшая второе место, пришла в одной секунде с нами.
Командная гонка
Это последний этап на субботу, и из года в год он тоже меняется. Например, в прошлом году было так: на одном берегу два человека и на другом один. Надо чтобы они собрались все на одном берегу. Вот только плавсредства у них нет :), а есть только по веревке у каждого. По веревке есть, но до другого берега веревку не перекинуть - река широкая. Зато посередине реки есть "камень" в виде надувной лодки и за него можно держаться. Просто переплыть реку нельзя, потому что чтобы человек не делал, в воде он может находиться только застрахованный веревкой.
Головоломка та еще вышла. А выйгрышная комбинация оказалась такая: с той стороны где двое, выплывает один человек с двумя веревками, к одной привязан он сам, а другую несет тому что на другом берегу. Так он доплывает до "камня на середине реки". Тот что в одиночестве на другом берегу обязывает свой веревкой дерево или камень (страхуя себя) и, привязанный, плывет тоже к камню. На середине реки плавцы встречаются, одна веревка скидывается и прицепляется другая и оба плавца (застрахованные веревками) отправляются с середины реки обратно.
В этом году этап не в виде головоломки, зато на технику.
На К-4м садятся три человека, минимум один из них должен быть девушкой и весь маршрут проходят втроем.
- На первой части надо привезти мешок с дровами до заданной точки и выгрузить его в заданный квадрат на берегу (надо суметь правильно и четко зачалиться, гребя несбалансированным экипажем).
- Затем доплыть до стоячей воды и дважды перевернуть катамаран.
- Переплыть реку и протащить катамаран на руках по берегу вверх по течению.
- Снова переплыть реку и, держа катамаран за веревку (чалку), провести катамаран вдоль берега не вступая в воду.
- Поставить катамаран на воду, доплыть до заданного места и финишировать, подняв катамаран на камень.
Еще отличительные особенность этапа в том, что:
1) Сработавшиеся женские и мужские экипажы разбиваются и смешиваются между собой.
2) Команда может выбрать из всех своих экипажей К-2, К-4, Б-2, К-1 трех наиболее сильных и посадить их в один экипаж.
3) Одна команда может выставить такое количество экипажей, на какое ей хватит людей. Значит - чем больше людей в команде, тем проще занять высокое общекомандное место.
Своего видео у меня опять нету, зато вот есть веселый момент на этом задании: парни вдвоем долго не могли перевернуть кат, до тех пор, пока им не помогла девушка:
Здесь штука в том, что катамаран обычно переварачивают двое, хватаясь ногами за рамы и перекидывая тело за баллон, другие двое до переварота прыгают в воду и держатся за рамы так, чтобы в момент переварота их вытянуло сразу на катамаран. Но парням с видео для этого маневра просто не хватила веса :). Вот пример как мы переварачивали кат на безопасности в прошлом году:
В командной гонке из нашей команды наилучшее место было 3. Я пришел шестым экипажем. В общем, есть еще над чем работать.
На сегодня этапы закончились. Наконец получаем заслуженный отдых перед следующим днем соревнований:
Слалом-гигант
В воскресенье последний и завершающий этап: слалом-гигант.
Правила предельно просты: вдоль реки выстраиваются суда одного класса, скажем, все мужские четверки и по сигналу производится массовый старт. Кто первый пригребет на финиш пройдя через все ворота - тот и победил. Аналогично повторяется со всеми остальными типами судов.
В массовом старте очень важно вырваться вперед. Обогнать потом будет очень сложно, так как первые занимают выгодную траекторию прохождения ворот, да и по спокойной воде гребется проще.
В общем, в этот раз наш К-4м занял удачную позицию, вырвался на старте, избежал послестартового месилова и снова всех перегреб :).
Видео старта с берега:
Этот же старт с видом "от первого лица". Самое интересное на старте, после прохождения первых ворот уже смотреть не интересно.
К-2ж рубятся:
А вот наша Б-2ж, которая всех победила :)
Медальки
Дальше подведение итогов и вручение наград.
Заключение
Соревнования интересны самым разным категориям водников: от самых-самых начинающих, до уже более-менее опытных, ходящих в категорийные сплавы. Почти все участники соревнований не спортсмены, а самые обычные туристы. Так что даже начинающим не стоит бояться участвовать. Этапы могут показаться несколько сложноватыми, но на самом деле они очень простые если рядом есть кому научить как надо делать и есть время немного потренироваться. Так что собирайтесь группами и участвуйте.
Те, у кого свой группы нет, могут присоединиться к нам или к другой команде, которую мы поможем найти. Особенно мы будем рады девушкам, для которых мы в этом году могли бы предложить места во всех классов судов, от каяка и байдарки, до К-4ж. Свяжитесь со мной, если вам это интересно.
Сайт федерации спортивного туризма Пермского края.
Положение прошедших соревнований.